Как научить ребенка быстро читать. Учимся читать по слогам

image

Каждый родитель в тот или иной момент задается вопросом, как научить ребенка читать. Многие стараются сделать это как можно раньше, с надеждой, что малышу будет проще учиться в школе. Многие программы учебных заведений сегодня предполагают, что ребенок, придя в школу, уже умеет читать.

Конечно, можно доверить такой важный вопрос специалистам, например, подготовительной группе садика или обратиться к частным урокам с репетиторами. Но ни для кого не секрет, что занятия в группах проводятся с большим количеством детей и не всегда в такой обстановке каждый ребенок может усвоить необходимый материал и получить нужные знания. А для частных уроков понадобится немалое вложение денежных средств. Научить ребенка читать могут родители и самостоятельно, дома, если ознакомятся с некоторыми правилами и методиками.

Когда лучше научить ребенка читать

Чтобы понять, когда и как научить ребенка читать по слогам, надо знать, сформировались ли у него определенные навыки для этого. Но, если ребенок готов к «общению» с книгой, не стоит откладывать эти занятия.

Как родителю определить готовность к чтению:

  1. Малыш достаточно владеет речью, может описать несколькими фразами происходящее вокруг, внятно произнести их.
  2. Нет проблем со слухом или произношением. Ребенок должен хорошо произносить шипящие, звуки «р», «л». Если наблюдаются проблемы, следует посетить логопеда. Только врач может правильно назначить упражнения и поправить ситуацию с произношением.
  3. Ребенок отлично ориентируется, знает, где право, лево, верх, низ.

Чтобы как можно раньше научить читать и сделать этот процесс увлекательным, заинтересовать ребенка, следует на своем примере показывать, что книга очень важна в жизни. Малыш любознательный и, если родители читают книги, журналы с картинками, ребенок не упустит возможности поинтересоваться этим занятием. Дошкольник обязательно заинтересуется яркими книжками для малышей, они непременно должны быть в доме.

Как научить ребенка говорить букву Р – Ох, уж этот Арарат!

В каком возрасте можно научить ребенка читать

Часто родители считают, что научить ребенка читать нужно как можно раньше. Многие приступают к этому рано, чуть ли не с 6 месяцев показывают различные карточки с картинками, все произносят и проговаривают, надеясь, что сработает зрительная и слуховая память и кроха запомнит слова. Но большинство специалистов уверены в том, что оптимальный возраст для обучения — 5-6 лет. Именно в этот период уже сформированы все структуры мозга и нервная система, которые участвуют в процессе чтения.

Раннее обучение не дает гарантии, что ребенок будет в будущем отличником. Положительный эффект на успеваемость ребенка это не даёт, более того, может даже принести вред. В младенчестве для усвоения такого рода знаний уйдет много времени и усилий, а результат будет такой же, как и для ребенка в 5 лет. Для дошкольника этот процесс станет не таким длительным и более интересным.

Если ребенка не интересуют буквы в книге, он не может просидеть за новым занятием и нескольких минут, сопротивляется, не надо его заставлять. Силой нельзя научить ребенка читать, нужно искать подход, предлагать игру. Иначе можно навсегда отбить желание читать и вообще учиться. Когда ребенок сам будет готов учиться читать, его заинтересуют буквы. Это и будет основным показателем того, что структуры мозга созрели для овладения этим навыком.

Важный фактор – звуковое восприятие. Малыш должен уметь определять звуки на слух. Родители с самого начала должны акцентировать внимание на том, что при чтении мы пользуемся именно звуками, а не буквами. Ребенок должен усвоить разницу между ними. Следует начать обучение с деления слов на слоги. Все это упростит обучение и поможет быстрее овладеть навыком чтения.

Азбуки

В этом методе обучения чтению каждой букве соответствует опорная картинка. Например, А — аист, В — волк и так далее. Этот вариант отлично подходит для запоминания букв алфавита. Но, чтобы научить ребенка читать, этот метод не подходит: ребенок запоминает слова на картинке и усваивает, что «А» — аист, а «М» — медведь. Очень сложно крохе будет понять, как получается МАМА из аистов и медведей.

Именно поэтому нельзя учить ребенка сразу правильному названию букв, например «эм», «ша», «эн». После того, как алфавит будет выучен в таком виде, сложно будет читать слова.

Буквари

Сегодня можно увидеть большие количество различных букварей с разными словами, картинками, героями. Но принцип работы с ними один: букварь учит ребенка соединять звуки в слоги, а потом уже слоги в слова. Здесь предусмотрены последовательные упражнения на сочетание определенного согласного и гласного звука. Например, согласный «М» — ма — ам, ми — им, мы — ым и так далее.

Грамотно составленный букварь должен сначала познакомить ребенка со всеми буквами алфавита, а только потом показать, как они соединяются в слоги. Но можно и усваивать эти процессы параллельно. Из уже известных букв составлять слоги. Ведь именно это — принцип обучения чтения.

По статистике многие учителя и родители, перепробовав множество новых методик для обучения чтению, все же возвращаются к годами проверенному букварному методу. Конечно, у него много нюансов, обучение не быстрое и не легкое, но именно такой вариант позволит ребенку самому научиться складывать слоги и позже слова. Это очень важный шаг.

Как научить ребенка читать по слогам, чтобы он не устал?

Чтобы ребенок не потерял интерес к процессу обучения чтению и меньше уставал во время занятий, важна регулярность. Надо начинать с малого – 5-10 минут занятий в день для начала достаточно. Затем время уроков можно постепенно увеличивать, но в любом случае, оно не должно превышать тридцати минут.

Чтобы дети не только легко воспринимали информацию, но и проявляли интерес, надо научить ребенка читать — по возможности в игровой форме. В этом случае ему будет легче запоминать поступающую к нему информацию.

Методика чтения целых слов

Автор этой методики ученый из США Глен Доман. В штате Филадельфия есть Институт Развития Ребенка, в котором он провел большое количество экспериментов и выявил следующие моменты. Младенец, в возрасте 2 месяца, в момент, когда его взгляд начинает фокусироваться, начинает знакомиться с картинками (карточками), на которых написаны слова и целые предложения. Демонстрация обязательно сопровождается чтением этого слова взрослым, мамой или педагогом. Первые такие «уроки» длятся от 5 до 10 минут, но время постепенно увеличивается. Так предполагается, что ребенок должен запомнить целое слово.

Стоит отметить, что методика предполагает строгие рамки для размера букв на карточках и объем информации. Энтузиазм Домана передался множеству родителей, которые увлеченно готовили карточки для детей, даже по ночам, и каждый новый день начинали показывать их своим малышам. Но часто интерес к таким картинкам терялся. Да и родители постепенно теряли энтузиазм.

Такая методика отлично подходит для изучения иностранного языка, в частности английского. В нем нет системы склонений слова и спряжений. В русском языке очень много окончаний. Так если ребенок запоминает слово «стул», то другую форму, например «стулом», «стула» ему придется запоминать снова, как новое слово. Часто дети, с которыми занимались по методике запоминания целых слов, просто игнорировали окончания русских слов или подставляли их наугад.

Кубики Зайцева

image

Гениальный учитель из Санкт-Петербурга Николай Александрович Зайцев, используя солидный опыт в педагогике, создал специальные кубики, с помощью которых дети учатся читать быстро и эффективно.

Его методика задействует все органы чувств ребёнка — осязание, зрение и слух, а это помогает малышу активно развивать свои творческие задатки и языковую речь.

Как выглядят кубики Зайцева?  В комплект входит 60 кубиков, на одной или двух гранях которых есть буквы. Также каждый кубик издает присущий только ему звук. Помимо этого в комплекте есть специальные таблицы на 5-ти листах, обучающий диск и учебник для воспитателей и родителей.

Изображенные на кубиках буквы — большого размера, их хорошо видно на расстоянии. В зависимости от цвета они делятся на четыре категории:

  • Белые с зелеными знаками.
  • Железные. Внутренность кубиков наполнена железками, при встряхивании они издают звонкий звук.
  • Деревянные. Внутри маленькие кусочки дерева. Если встряхнуть кубик, он издаст глухой звук.
  • Золотистые.

Помимо этого, кубики делятся на маленькие и большие. С помощью этой разработки, ребёнок от года и старше одновременно учится и читать, и говорить.

Научить ребенка читать. Игровой момент

Маленькому ребенку учиться чему-то новому лучше всего в игре. С дошкольниками нельзя вести себя как с детьми школьного возраста. В каждом занятии должен быть и сказочный герой, который принесет кубик с цифрой или паровозик, который привезет очередную карточку. В противном случае малыша ни когда не заинтересуют эти первые «уроки» чтения.

10 советов, как научить ребенка читать по слогам легко

Опытные педагоги и родители дают 10 советов, как быстро и легко научить ребенка читать по слогам с получением максимальной пользы.

  1. Выбираем подходящую методику. По традиции, самым популярным методом среди родителей считается обучение чтению при помощи букваря. Одним из эффективных пособий в этой сфере считается букварь К. Жуковой, по которому ребенок учится не просто заучивать буквы, а понимать, как можно быстро их сложить в слоги, а потом в слова. Особенность этой книги – минимальное количество картинок, но их вполне достаточно, чтобы вызвать интерес дошкольника к обучению. Конечно, родители могут выбрать любой другой букварь, при этом более важно, чтобы процесс обучения протекал в доброжелательной обстановке и не вызывал у ребёнка отторжения. Излишняя строгость родителей может отбить желание учиться и настроит ребёнка на будущие неудачи, что, конечно же, разочарует родителей.
  2. После выбора способа обучения, нужно определиться с правильной последовательностью изучения согласных и гласных букв. Наиболее верным считается начать с открытых гласных букв — а, о, у, э, ы. После этого можно обратить внимание на твердые согласные — м, н. При этом следите за тем, чтобы каждый звук малышом произносился правильно, например, не «мэ» или «эм», а кратко – «м». Затем переходим к шипящим и глухим звукам — с, ш и так далее. Все звуки мы слышим и произносим, а буквы пишем и видим.
  3. Не забываем про хорошую поговорку: «Повторение – мать учения». Каждый новый урок необходимо начинать с повторения уже пройденного материала. Вспомните вместе со своим ребёнком звуки, которые вы уже знаете, а к концу урока закрепите пройденный материал, чтобы помочь малышу привыкнуть к нужному механизму чтения. Не ленитесь повторять один и тот же слог по нескольку раз. Приготовьте учебный  материал в ярких тонах, например, в виде карточек с разными слогами. Взяв стопку карточек, можно предложить малышу вытянуть любую из них и прочитать записанные на ней буквосочетания. Так он научится автоматически читать конкретные слоги.
  4. После того, как ребенок освоил некоторые простые звуки, попробуйте вместе с ним складывать буквы в слоги. Поначалу это может показаться непростой задачей, но на практике все не так страшно. Откройте букварь, расскажите дошкольнику, например, как буква «м» бежит в гости к букве «а», а затем озвучьте, как нужно это произносить – мммммм-ааааааа. Поясните ему, что буквы в составе слогов надо читать не по отдельности, а вместе, потому что они очень хотят встретиться друг с другом. Обязательно сами правильно проговорите звучание слогов перед тем, как за вами их повторит ребенок. Он должен услышать корректное произношение и отложить его в своей памяти, чтобы не делать ошибок. Не ругайте ребёнка, если вдруг он прочтет слог неверно, но и не медлите его исправить. В противном случае, в сознании малыша отложится ошибочное понимание и звуков, и слогов.
  5. Изучение простых слогов. Чтобы облегчить обучающий процесс, начните его с несложных слогов, которые состоят из двух звуков: «ла», «ма», «ра», «мо», «му». На этом этапе ребенок должен понять, как из 2-х букв получается один слог. После этого обучение будет проходить намного легче. Потом начинайте изучение более сложных слогов с глухими и шипящими согласными – «да», «ши», «во» и так далее.
  6. Теперь можно заняться еще более сложными слогами. Но не стоит на этой стадии спешить и заставлять ребёнка читать целые слова из простых слогов. Для начала он должен как следует усвоить общий механизм чтения по слогам и довести его до автоматизма. При этом постепенно усложняйте задания, например, можно научить ребенка читать по слогам, которые начинаются не с согласных букв, а с гласных – «ав», «уп», «ам», «он».
  7. Настала очередь самых простых слов. К ним можно приступить, когда стадия изучения слогов будет успешно пройдена. Самые первые короткие слова должны содержать в себе повторяющиеся слоги – «мама», «папа», после этого можно приступить к таким простеньким словам, как: «ма-ло», «ра-ма», «мы-ло». Или же можно начать с коротких слов всего из трех букв. Используйте те слова, первые слоги которых ребёнку уже достаточно знакомы, а после них стоит одна буква: «ток», «мох», «кит», «сок», «лук», «лес» и другие.
  8. Обязательно произносите для ребёнка все слоги сами, чтобы он понял, как делать это правильно. Некоторые преподаватели дошкольных учреждений учат свои воспитанников произносить те или иные слоги нараспев. Это неверный метод, так как малыши охотно привыкают к такому способу, и в дальнейшем будут пытаться произносить и слоги, и слова на одном дыхании, не делая между ними пауз. А после того, как они научатся читать, такие дети читают нараспев целые абзацы, не останавливаясь там, где стоят знаки препинания. В итоге, дети или неправильно поймут прочитанное или не поймут текст вообще. Обучение чтению по слогам  должно быть качественным, чтобы ребёнок в будущем не испытывал проблем. При чтении дошкольник не должен петь, он должен понимать, где нужно сделать паузу и почему. Это касается не только пауз внутри одного предложения и пауз между двумя предложениями. Если вы являетесь ярым сторонником «хорового» обучения чтению по слогам, тогда хотя бы придерживайтесь следующего порядка: пусть ребёнок делает паузу всякий раз, когда он пропоет один слог или слово. По мере взросления дети самостоятельно определяют, где паузы должны быть короче, а где длиннее, но в самом начале обучения научить их этому просто необходимо. Так они смогут выработать правильное, автоматическое чтение, что облегчит им жизнь в школе.
  9. Помните, что не стоит торопить время. Если начать ребенка учить чтению в три или четыре года, он быстро потеряет к этому интерес, так как такие маленькие дети больше любят рассматривать картинки или слушать сказки. Начинать обучение необходимо тогда, когда малыш проявит явный интерес к самому процессу занятий. А вот пять или шесть лет – самый оптимальный возраст для обучения чтению по слогам и элементарному письму. Причем начинать писать необходимо с печатных букв. Есть дети, которые умеют читать благодаря воспитателям в детском саду, и в школе они сразу демонстрируют свое умение. Если родители сами обучают этому ребёнка,  важно помнить, что лучше не учить его до школы совсем, чем сделать это неправильно, так как учителю потом будет очень сложно привить такому ученику навык к чтению. Замечено, что дети, которые научились читать по слогам до школы, чувствуют себя в классе психологически лучше, они  более уверены в себе и своих силах, быстрее справляются со стрессом и вливаются в коллектив. В итоге, все это нередко приводит к положительной успеваемости.
  10. Старайтесь проводить занятия в игровой форме. Не стоит заставлять ребёнка начать читать как можно быстрее. Скорость обучения не главное! Гораздо важнее умение правильно произносить все звуки и понимать прочитанный материал. Дошкольник должен понять механизм правильного чтения, и делать это осознанно и вдумчиво. Кроме того, игровая форма подачи материала избавит малыша от стресса и привьет ему любовь к чтению и будущей школе.

Все ли дети могут научиться читать рано?

Сторонники той или иной методики часто гарантируют отличный результат, однако мало кто анализирует неудачи. В каждой методике есть и положительные и отрицательные моменты. Но есть и детки, которые смогли научиться читать только к 7-8 годам или те, которые читали с ошибками.

Одна и та же методика может оказаться малоэффективной для одного и отлично подходить другому. Но для родителей это не значит, что стоит пробовать все и сразу. Просто можно попытаться узнать несколько способов, как научить ребенка читать. Каждый родитель волен сочетать приемы и разработать собственный подход к обучению своего малыша.

Подводя итоги

  • Обучение стоит начинать со звуков (р, м, к), а уже позже надо объяснить соответствующие буквы (эр, эм, ка). Дошкольники просто не понимают, почему буква называется так, а в слове произносится по-другому.
  • Опытные педагоги рекомендуют учить слоги сразу: коротенькие слова и простые слоги малышу проще запомнить, чем любые непонятные буквы.
  • Занятия должны быть последовательными. Сначала стоит познакомить со звуками, научиться их правильно произносить. Только потом можно начинать складывать слоги и читать по слогам. Информацию надо преподносить небольшими порциями, чтобы избежать «каши в голове».
  • Как можно быстрее объяснить, чем отличаются гласные и согласные звуки. Малыши быстро понимают, что гласные можно петь. А логопеды считают, что это еще и отличные упражнения для развития правильной речи.
  • Самыми первыми слогами должны быть сочетания с буквой А. Для лучшего усвоения можно составить ее из палочек, поискать в книжке, слепить из пластилина. Только потом надо приступать к знакомству с согласными, которые будут соединяться в слогах с «А». Ребенок должен хорошо усвоить, что с изменением положения А, слог будет полностью меняться. Первые слоги можно складывать в короткие слова. Позже слова из трех слогов.
  • Слова надо выбирать такие, смысл которых легко объяснить, а предмет можно попробовать нарисовать. Учиться читать надо не на каких-то абстрактных словах, а на хорошо известных малышу предметах.
  • Нельзя начинать изучение нового, пока не закреплен предыдущий материал. Повторение обязательно для получения результата. Лучше всего использовать игровую форму, отказаться от методов, которые используются в школе, например тест.
  • Обязательно поощрение юного читателя. Можно использовать так же форму игры, установить доску достижений. За правильные ответы можно давать вырезанные цветочки или звездочки: это очень просто, но важно для стимуляции малыша к дальнейшим занятиям.

Как научить ребенка быстро читать — Видео:

Частые вопросы

Какие методы можно использовать для обучения ребенка быстрому чтению?

Для обучения ребенка быстрому чтению можно использовать методику чтения по слогам, использование интерактивных игр и приложений, чтение вслух и др.

Какие преимущества имеет чтение по слогам?

Чтение по слогам позволяет ребенку быстрее освоить навык чтения, развивает его фонематическое восприятие и помогает лучше понимать структуру слов.

Как часто нужно заниматься чтением по слогам, чтобы ребенок быстро освоил навык?

Оптимально заниматься чтением по слогам каждый день в течение 10-15 минут. Регулярные занятия помогут ребенку быстрее усвоить материал и закрепить навык чтения.

Какие игры и приложения можно использовать для обучения чтению по слогам?

Для обучения чтению по слогам можно использовать игры, такие как “Составь слово из слогов”, “Угадай слово по слогам” и др. Также существуют специальные обучающие приложения для смартфонов и планшетов.

Какие еще методы помогут ребенку быстрее освоить навык чтения?

Помимо чтения по слогам, полезно использовать методику чтения вслух, чтение книг на интересующие ребенка темы, обсуждение прочитанного и др. Важно создать атмосферу положительного отношения к чтению.

Полезные советы

СОВЕТ №1

Постепенно вводите ребенка в мир чтения, начиная с простых слов и звуков. Начните с основных слогов, таких как “ма”, “та”, “ра” и т.д. Постепенно добавляйте новые слоги и слова, чтобы ребенок мог постепенно расширять свой словарный запас.

СОВЕТ №2

Используйте различные игры и упражнения, чтобы сделать процесс обучения более интересным и увлекательным. Например, можно использовать карточки с изображениями и просить ребенка прочитать слово, соответствующее картинке. Или можно играть в игру “Составь слово”, где ребенку нужно составить слово из предложенных букв.

Ссылка на основную публикацию
Похожие публикации