Содержание
Развитие речевой функции у ребенка происходит в несколько стадий. Она напрямую связана с психическим и умственным развитием. При различных заболеваниях у малыша наблюдается нарушение речи — эхолалия.
Заболеванием называют неврологическое нарушение речевой функции, которое характеризуется бесконтрольным повторением услышанных слов и фраз. До 4 лет ребенок учится говорить. Копирование чужой речи – это не аномалия. Малыш практикуется в произношении звуков, осваивая навыки говорения.
Родителям кажется, что он воспроизводит услышанное, не думая. Но таким образом ребенок пытается вступить в диалог. Подобное речевое поведение быстро проходит.
Причины эхолалии могут быть связаны с органическим поражением головного мозга
Если эхолалия у детей наблюдается в возрасте старше 4 лет — это повод проконсультироваться с узким специалистом. Симптом может указывать на задержку развития, неврологические расстройства.
Причины заболевания
Когда у ребенка есть неврологические, психические расстройства и прочие отклонения, они провоцируют аномалию речи. Выделяют несколько факторов, из-за которых развивается патология. К ним относятся:
- повреждение лобного отдела головного мозга;
- генетические заболевания;
- олигофрения;
- неврологические расстройства;
- новообразование в головном мозге;
Выявление причины заболевания – залог выбора правильной терапевтической тактики.
Симптоматика
Симптом эхолалии — нарушение речевой функции у ребенка
При развитии эхолалии у детей появляются отклонения в речи. Что должно насторожить родителей:
- Ребенок повторяет слова или фразы, которые услышал из чужой речи.
- Пытается систематизировать полученную информацию и проговаривает вслух предложения или слова.
- Ребенок повторяет окончание слова несколько раз.
- Если малыша громко позвать по имени, он не реагирует на это.
- Ребенок не поддерживает зрительный контакт со своим собеседником.
- Он повторяет фразы или слова, которые ассоциируются у него с приятными воспоминаниями.
- Малыш разговаривает слишком тихо или чересчур громко.
Такие симптомы напрямую связаны с формой расстройства. Если взрослые замечают у своего ребенка подобные признаки, необходимо обратиться к неврологу. Доктор понаблюдает за ним, чтобы своевременно приступить к лечению.
Виды
Неврологи различают несколько форм эхолалии. Заболевание бывает отсроченным и немедленным.
Первый вид:
- Аутостимуляция: ребенок повторяет фразы, чтобы отвлечься от стресса и справиться с напряжением. Так он получает сильные позитивные эмоции.
- Выражение своего настроения: малыш произносит слова, которые услышал ранее, но они не связаны с происходящей ситуацией.
- Подведение заключения: одним словом ребенок пытается обработать и систематизировать поступившую за весь день информацию.
Такой вариант обычно является проявлением аутизма. Но точный диагноз ставит врач.
Если родители замечают один или несколько признаков из перечисленных, следует немедленно обратиться к специалисту. Врач разберется в причинах патологии и подберет лечение.
Немедленный вид характеризуется тем, что ребенок сразу же повторяет фразы, которые услышал от другого человека. На вопрос «Ты хочешь пить?» он отвечает «Ты хочешь пить». Малыш не понимает смысла услышанного, но пытается продемонстрировать свою способность разговаривать и повторять звуки.
Это не считается патологией, если продолжается недолго. В противном случае эхолалия у детей считается проявлением психоневрологической болезни.
Диагностика
Для выявления заболевания родители должны проконсультироваться с неврологом или психологом по поводу симптомов. Дополнительно врачи могут отравить ребенка к логопеду и дефектологу.
При подозрении на эхолалию применяют следующие методы диагностики:
- Клинические анализы крови и мочи.
- Генетические анализы.
- УЗИ головного мозга.
- Проверка слуха: выполняется для исключения тугоухости.
- Электроэнцефалография: позволяет оценить электрическую активность мозга.
- МРТ: выявляет расстройства развития мозга.
После общения врача с ребенком и проведения исследований специалист ответит, есть ли патология. Если заболевание не подтверждается, коррекция речи все равно выполняется.
Как правильно вести себя с ребенком
Если у малыша обнаруживаются проявления заболевания, взрослые должны быть крайне осторожными. Им следует придерживаться рекомендаций:
- Стараться произносить слова спокойно, четко, не торопясь.
- Ждать, пока малыш не даст краткий ответ на вопрос: да или нет.
- Не подвергать ребенка стрессовым ситуациям, не допускать крика и ругани при нем.
- Проявлять понимание и терпение.
- Регулярно проводить занятия в спокойной обстановке.
- Не прерывать речь малыша, если он повторяет слова.
- Стараться вникнуть в суть сказанного.
- Расширять словарный запас ребенка, чтобы у него был большой выбор слов для разговора.
- Вознаграждать, когда он адекватно выражает свои эмоции.
- Повторять часто произносимые малышом фразы, но видоизменять их.
Подобные правила очень важны для родителей, а также воспитателей и учителей, которые общаются с «особыми» подопечными.
Лечение у врача
Эхолалия у детей требует комплексной терапии
Специалист назначает препараты для устранения не самой эхолалии, а ее причины. Обычно малышам рекомендуют такие группы медикаментозных средств:
- Нейролептики: назначаются, если причиной эхолалии стала шизофрения. Врач подбирает лекарство и дозировку, исходя из симптоматики и возраста пациента.
- Психостимуляторы: способствуют активации психической сферы организма, улучшают когнитивную функцию. Обычно такие препараты назначаются при патологии, вызванной травматическим поражением и нейроинфекциями.
- Седативные средства: применяют при расстройстве сна, гиперактивности и беспокойном поведении.
- Ноотропы. Лекарства нормализуют тканевый обмен в нервных клетках. Они помогают улучшить работу головного мозга. Спустя несколько месяцев применения ноотропов родители могут заметить изменения в лучшую сторону: повышается речевое внимание, заметно расширяется словарный запас и снижается гиперактивность.
Если препарат не выдает желаемого результата, врач рекомендует его повторный курс после перерыва.
Для лечения эхолалии специалисты подбирают комбинированную методику. Она включает медикаментозную терапию с психотерапевтической и логопедической коррекцией. На занятиях дети осваивают правильное выражение своих эмоций и мыслей, взаимодействовать с остальными малышами.
Прогнозы
Обычно заболевание поддается коррекции. Если родители соблюдают все назначения лечащего врача, то чаще всего к 7-летнему возрасту ребенок не отличается от своих сверстников.
Прогноз во многом зависит от своевременной диагностики и адекватной терапии. Но при наследственных патологиях, которые проявляются психическими расстройствами или умственной отсталостью, эхолалию невозможно полностью вылечить.
Такого малыша возможно научить кое-каким навыкам самообслуживания.
Сложно обстоят дела и с шизофренией. Длительная терапия позволяет довести расстройство до стадии ремиссии и наладить речевую функцию. Но во время обострения проявления шизофрении могут вновь появиться вместе с эхолалией.
Последствия патологии
Если речевое нарушение оставить без внимания, у ребенка появятся проблемы во взрослой жизни. Ему будет трудно общаться в школе, обучаться или налаживать личные отношения.
У малыша будут и другие расстройства:
- речь развивается с большим опозданием;
- память, внимание и мышление формируются в недостаточной степени;
- кроха будет отставать в эмоциональном развитии.
Важно своевременно обратиться с проблемой к специалисту. Врач подберет адекватное лечение и предупредит осложнения.
Некоторые родители замечают, что ребенок бесконтрольно повторяет услышанные слова или предложения. Такое состояние – норма до 3 лет. Но бывают случаи, когда эхолалия становится проявлением серьезных заболеваний.
Чтобы скорректировать нарушение, родители должны вовремя обратиться к врачу. Доктор проводит диагностику, в ходе которой выясняет причину патологии. Он назначает комплексную терапию, включающую медикаментозную поддержку, логопедические занятия и психотерапевтические методики. Родители должны проявить терпение и готовность помочь своему ребенку.
Эхолалия у детей и взрослых
Расстройство речевого поведения свойственно детям, однако при поражении структур головного мозга патологии могут диагностироваться у взрослых. Примером данного расстройства является эхолалия, при которой человек бесконтрольно воспроизводит слова и фразы, услышанные от других людей.
Пациенты, которые отмечают у себя признаки данного расстройства, уделяют особое внимание поиску клиники и врача-психиатра, для коррекции и лечения эхолалии.
Эхолалия: причины развития
Выявление причины формирования эхолалии у пациента необходимо для разработки эффективной тактики лечения и программы коррекции расстройства. На этапе речевого развития, в период с 6 месяцев до 4 лет, дети осваивают основы речи и могут активно повторить фразы и отдельные слова взрослых.
Причинами эхолалии являются определенные расстройства:
- неврологические нарушения;
- патологии развития психических процессов;
- умственная отсталость;
- повреждения лобных долей головного мозга;
- расстройства аутистического спектра;
- шизофрения;
- синдром Ретта;
- онкологические поражения головного мозга;
- дисфазия и дислексия.
Данные расстройства диагностируются наиболее часто в детском возрасте, при появлении признаков эхолалии у взрослых специалистами устанавливается наличие каких-либо из перечисленных нарушений. Во взрослом возрасте эхолалия является типичным симптомом при синдром моторной афазии.
Признаки эхолалии у детей
Бесконтрольное повторение слов и фраз, услышанных по телевизору, при общении людей является элементом нормального развития детей в возрасте до трех лет, однако при сохранении данного речевого поведения после четырех лет, оно может рассматриваться в качестве патологии – эхолалии.
Эхолалия может проявляться в одной из форм: немедленной или отсроченной. При немедленной эхолалии ребенок услышанные звуки, слова, фразы или фрагменты прочитанного родителями текста сразу воспроизводит. В данном случае эхолалия может выступать как в качестве средства для выражения согласия в ответ на заданный вопрос, попыткой поддержки общения или осмысления услышанных фраз через проговаривание.
Повторение при отсроченной эхолалии может происходить через несколько минут или часов. Бесконтрольное повторение в данном случае выступает в качестве средства для систематизации полученной информации, выражения эмоций или метода ощущения положительных эмоций и подавления стресса.
Признаками эхолалии в детском возрасте являются:
- слова и фразы, которые автоматически повторяются ребенком;
- отсутствие мимики при проговаривании;
- громкая или тихая речь;
- искажение интонации;
- отсутствие реакции на собственное имя;
- взгляд не сконцентрирован на собеседнике, а направлен в сторону.
Если коррекция эхолалии не была проведена в детском возрасте, то в детстве ребенок испытывает проблемы при обучении в школе, не имеет друзей. Данные проблемы приводят к тому, что во взрослом возрасте у пациентов с эхолалией отмечаются трудности при налаживании отношений, при трудоустройстве.
Эхолалия у взрослых
Эхолалия, причины у взрослых, которой могут заключаться в ряде патологических состояний, носит приобретенный характер. Появлению бесконтрольных повторений могут предшествовать травмы головного мозга, неврологические или психические нарушения. Люди с данным диагнозом в большинстве случаев не могут вести трудовую деятельность.
Эхолалия у взрослых при незначительной жестикуляции и слабой мимике формируется на фоне шизофрении. Правила и нормы, речевое поведение не осознаются больным. При эхолалии отмечается привязанность к определенному режиму дня и домашней обстановке, при незначительных изменениях которых человек испытывает стресс и демонстрирует истерические припадки.
Зачастую к специалистам обращаются родственники людей с эхолалией, в данном случае проводится комплексная работа, при которой близкие люди обучаются навыкам взаимодействия и исключения провоцирующих факторов, а тактика помощи большому направлена на лечение основной причины эхолалии и сопутствующих проблем.
Лечение эхолалии
Эхолалия в современной медицине рассматривается в качестве расстройства речевого поведения, связанного с серьезными патологиями, поэтому для ее диагностики проводятся исследования:
- МРТ головного мозга;
- электроэнцефалограмма;
- генетическое исследование;
- консультация и осмотр у логопеда.
Высокоинформативное диагностическое оборудование позволяет выявлять у больного не только поражения головного мозга и нарушение его функций, но и обнаруживать мутации в генах. Информация, собранная на этапе диагностики, используется при составлении программы коррекции и разработке тактики лечения психиатром, неврологом, психологом и логопедом.
При лечении эхолалии применяются методы, зависящие от причин развития, возраста больного и сопутствующими патологиями. Медикаментозная терапия назначается при эхолалии для лечения основного заболевания. Действие препаратов различных групп направлено на нормализацию процессов, протекающих в мозге, ускорению познавательных процессов, снятию стресса и нормализации сна.
Эхолалия и аутизм
В этой статье рассказывается, что такое немедленная и отсроченная эхолалия, зачем она аутичным людям, почему неаутичные люди тоже ею пользуются и как можно ее использовать для того, чтобы помочь аутичным детям и взрослым в коммуникации.
Что такое эхолалия?
Вы когда-нибудь слышали, как говорят попугаи? Эти удивительные птицы могут очень точно имитировать человеческую речь, но сомнительно, что они понимают смысл звуков, которые копируют. Но люди ведь так не делают, верно? На самом деле, делают.
Когда дети только учатся говорить, они проходят стадию, которая называется «эхолалия». Дети повторяют то, что они слышали, хотя не понимают, что именно они говорят, часто с довольно забавным результатом!
Слово «эхолалия» происходит от двух греческих слов — «эхо», что значит «повторять», и «лалия», что значит «речь».
При типичном развитии дети полностью завершают стадию эхолалии к двум-трем годам. Тем не менее из-за задержки речи при аутизме ребенок может застрять на стадии эхолалии. В этом случае ребенок повторяет части слов, отдельные слова или целые предложения, которые он слышит, даже если он не осознает их смысла или использует неправильно. Эхолалия у детей с аутизмом может сохраняться годами.
Пожалуй, самый известный выдуманный персонаж с эхолалией — это Реймонд из «Человека дождя» в исполнении Дастина Хоффмана. Реймонд регулярно повторял ранее услышанные фразы в ситуациях, когда они были неуместны, такое явление называется «отсроченная эхолалия». Если же человек повторяет то, что он услышал только что, это называется «немедленная эхолалия».
Как немедленная эхолалия может помешать коммуникации
Немедленная эхолалия не просто может раздражать или смущать родителей или других людей в окружении ребенка с аутизмом, она может стать причиной того, что ребенка регулярно не понимают, она даже может приводить к поведенческим проблемам. Это связано с тем, что эхолалию могут ошибочно принимать за функциональную коммуникацию.
Представим, что Марта, мама аутичного мальчика Тейлора, спрашивает его: «Хочешь сока?» Тейлор повторяет за ней: «Хочешь сока». Она снова спрашивает: «Или ты хочешь молока?» Сын повторяет снова: «Хочешь молока».
Марта пытается спросить иначе: «Ты хочешь сока или молока?» На этот раз Тейлор повторяет только одно слово: «Молока». Марта с облегчением наливает ему молоко, но у Тейлора начинается истерика, потому что с самого начала он хотел сок.
В чем цель эхолалии?
Долгое время ученые считали немедленную эхолалию автоматическим, попугайским поведением, ошибочно полагая, что люди с аутизмом повторяют слова, потому что они неспособны их понять.
А отсроченную эхолалию вообще считали психотической речью, признаком отрыва от реальности. Это было связано с тем, что много лет аутизм считали детской шизофренией — психической болезнью, в нем даже обвиняли «холодных» и «отстраненных» родителей («матерей-холодильников»). Считалось, что у отсроченной эхолалии нет никаких функций, помимо самостимуляции.
Но многие родители и педагоги открывали, что это совершенно не так. Несмотря на проблемы, к которым может приводить эхолалия, и скептицизм специалистов, они верили, что их близкие и ученики могут понимать язык и эти повторения слов и фраз — это попытка ребенка вступить в коммуникацию с другим человеком.
После 1980-х годов отношение к аутизму начало стремительно меняться. Исследователи начали изучать эхолалию при аутизме, и оказалось, что педагоги и родители были совершенно правы! Ученые признали, что аутизм — это не психическое расстройство, и стало понятно, что эхолалия — это попытка мозга преодолеть свои ограничения и вступить в коммуникацию.
Например, Синди, восьмилетняя девочка, занимается танцами со своей мамой Кэрол и братом Дарреном, которому одиннадцать лет, и он в спектре аутизма. Кэрол говорит детям: «Можно сделать перерыв и перекусить.
Что вы хотите?» Синди говорит: «Хочу тако!» Кэрол спрашивает: «Даррен, а ты что хочешь?» Мальчик начинает петь: «Огурцы, салат и лук, все на булочке с кунжутом…» Кэрол смеется: «Хочешь в Макдоналдс пойти, верно?» В этой ситуации очевидно, что Даррен понял, о чем его спрашивает мама, и он использовал отсроченную эхолалию — повторение песни из рекламы — для выражения просьбы!
В конечном итоге исследования показали, что наличие эхолалии у ребенка — это очень хороший знак. Эхолалия показывает, что ребенок может произносить слова и предложения, и она связана с благоприятным прогнозом для дальнейшего развития устной речи.
Неожиданно полезная эхолалия
Исследования показали, что люди с аутизмом действительно повторяют только что сказанное другими людьми ради коммуникации. Например, человек может чувствовать, что он должен что-то сказать, и это его способ поддержать разговор, вступить в диалог. Кроме того, повторение услышанного может помогать людям в восприятии чужих слов, то есть это способ понять смысл чужой речи.
Если задуматься, то многие из нас делают то же самое. Представьте, что вы в кабинете психолога, и он говорит вам: «Что бы вам хотелось в себе изменить?» Это глубокий и сложный вопрос, и, готовясь ответить, вы повторяете вслух, возможно глядя вдаль: «Что в себе изменить… »
Мы повторяем слова и в других случаях: проговариваем вслух то, что нам нужно запомнить, например, телефонный номер. Аутичные люди тоже используют эхолалию для этих целей — для регуляции своего внутреннего состояния и для подготовки к каким-то действиям или ответу.
Мы также используем отсроченную эхолалию для регуляции и выражения эмоций. Например, когда перечитываем в сотый раз любимую книгу или начинаем напевать знакомую песню.
Можно вспомнить Реймонда из «Человека дождя», который начинал повторять фразы из телевизионной комедии в стрессовой ситуации.
Его поведение было непонятным и неуместным для окружающих, но оно было основано на тех же принципах.
Некоторые аутичные люди используют эхолалию для выражения согласия или продолжения коммуникации с другим человеком. Очень часто можно заметить, что такая эхолалия сопровождается позитивными коммуникативными действиями — например, ребенок смотрит в глаза, берет вас за руку или добавляет уже новые слова после эхолалии.
В старые времена логопедов учили, что нужно работать над искоренением эхолалии. Но, очевидно, если учесть всю пользу от эхолалии, это совершенно неуместный подход.
Зачем пытаться искоренить единственный способ, с помощью которого человек пытается общаться с другими людьми? Вместо этого педагоги и специалисты могут работать над развитием других, более эффективных методов коммуникации, опираясь на эхолалию, а не борясь с ней. По мере развития других речевых навыков, эхолалия сама уступит им место и пойдет на спад.
Примеры использования эхолалии для развития речи
В наше время терапевты стараются использовать эхолалию как фундамент для развития более продвинутых навыков речи.
Например, Челси, логопед Тейлора, задает ему вопрос, дает ему время, чтобы он его повторил, а затем произносит правильный ответ, ожидая, что он повторит. Она спрашивает: «Хочешь сок?» Тейлор повторяет за ней. Она предоставляет ответ: «Я хочу сок». Тейлор повторяет, и она наливает ему сок.
Используя этот подход, Челси постепенно уменьшает свою подсказку ответа, продвигаясь к тому, чтобы Тейлор просил то, что ему нужно, самостоятельно. После практики, она может сказать: «Хочешь сок?» После того, как Тейлор повторяет вопрос, она говорит только: «Я хочу…» — и Тейлор сам продолжает: «Я хочу… сок!»
Вот другой подход. Челси может задать вопрос, принять повторение Тейлора и в ответ повторить вопрос, расширяя его: «Ты хочешь сок?» Он повторяет. Челси отвечает: «О, ты хочешь сок? Хорошо, пойдем к холодильнику и возьмем его. Сок вкусный и холодный! Пойдем возьмем стакан».
Этот метод расширяет словарный запас Тейлора, чтобы ему было проще составлять в дальнейшем собственные предложения, а не просто полагаться на то, что говорят другие.
Когда Тейлор начинает говорить больше слов, его учительница, Камерон, может использовать с ним еще один подход — воспринимать слова Тейлора буквально. Камерон спрашивает: «Ты хочешь сок?» Тейлор: «Ты хочешь сок?» Камерон: «Нет, спасибо, я не хочу сок. Но, похоже, ты хочешь сок!» После этого она подсказывает Тейлору сказать: «Я хочу сок».
Даррен, о котором шла речь выше, все еще очень часто повторяет то, что он слышал раньше. Иногда это социально неуместно, например, когда его учительница Джанет хвалит его за правильный ответ, он выражает радость, выкрикивая фразы любимых рестлеров.
Хотя это может мешать в классе, Джанет призналась Лаките, логопеду Даррена, что в глубине души она просто рада, что он делится своими чувствами. Лакита решила начать работать с Дарреном над тем, когда можно или нельзя говорить определенные фразы.
Вместе с его мамой они разработали план, как учить Даррена более уместной речи, например, говорить о том, чем они сейчас занимаются.
Эхолалия — это термин, который обозначает повторение чужой речи. Такое поведение часто присутствует у людей в спектре аутизма. Немедленная эхолалия — это повторение только что услышанной речи. Отсроченная эхолалия — это речь, которая повторяется спустя часы, дни или даже годы после того, как человек ее услышал.
В эпоху, когда аутизм считали детской шизофренией, у эхолалии была плохая репутация, ее считали нежелательным симптомом и проявлением неспособности понимать речь. В наше время специалисты признают, что эхолалия — это нормальная стадия развития речи у всех людей, которая выполняет несколько важных функций.
Эхолалию можно и нужно использовать как опору для дальнейшего развития устной речи.
Эхолалия: причины, коррекция
Эхолалия – это явление, которое характеризуется автоматическим повторением чужих слов, фраз или частей слов. Для эхолалии характерно отсутствие понимания смысла сказанного, поэтому эхолаликов часто сравнивают с попугаями – они могут повторять как за взрослыми, так и за телевизором или радио.
Подобное повторение сказанного является нормальным для детей в возрасте до 2 лет. Все дети на этапе формирования речи повторяют речь взрослых, как бы репетируя слова и фразы и учась произносить их правильно. В 3 года у нормально развивающегося ребенка эхолалия или проходит совсем, или сохраняется на минимальном уровне.
Существует 2 вида эхолалии:
- Немедленная – текст повторяется сразу после того, как был услышан.
- Отсроченная – произнесение слов и фраз, которые были услышаны некоторое время назад и как будто заучены. Отсроченная эхолалия нормальна на определенном этапе развития ребенка, когда он, впечатлившись новым спектаклем или фильмом, проигрывает игровую ситуацию вновь, но если это происходит раз за разом, и ребенок как бы «застрял» в этом, повторяет одни и те же фразы постоянно, имеет смысл обратиться к логопеду или к детскому психологу. Данный вид эхолалии характерен для расстройства аутистического спектра (например, ребенок с РАС при отсутствии нормальной фразовой речи говорит фразами из мультфильмов).
Причины эхолалии
Эхолалия является не диагнозом, а симптомом и проявляется при следующих нарушениях:
- расстройства аутистического спектра (первазивное расстройство развития, дезинтегративное расстройство, синдромы Каннера, Ретта и Аспергера, псевдоаутизм, атипичный аутизм);
- шизофрения;
- синдром Туретта;
- умственная отсталость (УО);
- различные формы алалии (дисфазии);
- задержка развития;
- нарушения зрения;
- неврологические нарушения у взрослых (органическое поражение мозга после инсульта, вследствие опухоли или оперативного вмешательства);
- поражения лобных долей мозга и пр.
Эхолалия часто возникает вследствие нарушения работы речевых зон мозга в левом полушарии, а сами повторения чужой речи являются продуктом правого полушария. Поэтому в возрасте 2-2.
5 лет, когда происходит так называемая латерализация функции речи между полушариями (то есть речь «переходит» именно в левое полушарие, это норма у 97% людей, даже для левшей), эхолалия у детей прекращается.
Формирование речевых центров в левом полушарии происходит не мгновенно, поэтому эхолалии могут в норме сохраняться до 3 лет, постепенно исчезая. В том случае, когда речевые зоны левого полушария не развились должным образом, за речь продолжает отвечать правое полушарие, что проявляется в форме эхолалий.
Похожие процессы происходят и после инсульта, опухоли, при поражении левого полушария. Речевые центры были повреждены, поэтому коммуникативная продукция приобретает вид повторения слов. Также у таких больных сохраняются матерные слова – «эмболы», детские стишки, разученные до 2-летнего возраста.
Также они воспроизводят другие ритмические речевые конструкции, так как ритм обеспечивается правой гемисферой мозга, которая не пострадала и частично взяла на себя функции пострадавшей гемисферы . В редких случаях возможен полный переход речи в правое полушарие без эхолалий, но это, скорее, исключение.
Наука до сих пор полностью не может объяснить такие явления спонтанной перестройки мозга.
Выделяют разные формы эхолалий в зависимости от причин, спровоцировавших ее появление. Проявление немедленной эхолалии:
- способ коммуникации, поддержание разговора – повторением последнего слова или фразы человек будто демонстрирует, что он услышал другого (при этом человек не может сформулировать осмысленный ответ самостоятельно в силу имеющегося дефицита работы мозга);
- потребность в разговоре – детям, которые только начинают активно использовать речь для коммуникации, бывает сложно сразу включиться в общение, но при этом они пытаются выразить свою заинтересованность в беседе;
- попытка понять сказанное – при повторении слов человек таким образом глубже погружается в беседу, получает время на осознание, поэтому при обсуждении незнакомых тем у него может возникать эхолалия.
Причины отсроченной эхолалии:
- Самостимуляция – ребенок или взрослый получает удовольствие от того, что произносит фразы или слова, услышанные ранее.
- Передача настроения – человек произносит слова или фразы, которые ассоциируются у него с определенными эмоциями, но не являются актуальными в конкретной беседе. Например, он говорит «Я съел вкусный торт». На самом деле он торт не ел, но по этой фразе можно понять, что он доволен, как и тогда, когда съел торт. Аналогичные фразы он произносит и для передачи других эмоций.
- Способ рефлексии и подведения дневных итогов – обычно в вечернее время человек начинает транслировать все услышанные за день ключевые фразы, будто вспоминая события и делая выводы.
Общей характеристикой для этих видов является то, что повторение слов или фраз оказывает успокоительное воздействие и стабилизирует настроение. Особенно ярко это проявляется у людей с аутистическими нарушениями, для которых в принципе характерны повторения действий, движений, фраз и пр.
Коррекция эхолалии
Для того, чтобы скорректировать эхолалию, необходимо грамотно определить причины ее возникновения. В нашем центре для этого проводится совместная консультация нейропсихолога и логопеда-дефектолога, по результатам которой выдается заключение и составляется коррекционный маршрут.
Также в лечении эхолалии должен принимать участие и невролог, который при необходимости назначает медикаментозную терапию.
Стоит понимать, что без устранения первопричины занятия с логопедом могут быть неэффективными. В ряде случаев после соответствующей терапии неврологических нарушений эхолалия может пройти сама.
На занятиях с логопедом у ребенка расширяется словарный запас, он учится правильно выстраивать предложения, обдумывать свои высказывания. Впоследствии это приводит к тому, что повышаются навыки общения и потребность в эхолалии постепенно проходит.
При необходимости к коррекции подключается детский психолог, помогая ребенку обрести уверенность в себе, снизить тревожность, избавиться от страхов. Специалист на своих сеансах может применять песочную терапию и сказкотерапию.
Помимо этого для устранения эхолалии в нашем центре используется Томатис-терапия. При использовании данного метода в мозгу появляются новые нейронные связи, компенсирующие имеющиеся неврологические отклонения.
Кроме этого, после Томатис-терапии улучшается работа слуховой и вестибулярной систем, которые имеют нарушения практически у всех клиентов с проблемой эхолалии. Томатис эффективен для детей и взрослых, в том числе и перенесших инсульт.
Также для коррекции эхолалии очень важна благоприятная обстановка дома. Родителям рекомендуется минимизировать количество стрессов и снизить тревожность ребенка, чтобы повторение перестало использоваться в качестве успокоительного средства.
Что делать, если у ребенка эхолалия?
Эхолалия характеризуется спонтанным компульсивным бессмысленным неконтролируемым человеком автоматическим повторением звуков, слогов, слов, которые услышаны в речи других людей. Причем может сохраняться даже интонация услышанных слов. Термин «эхолалия» происходит от греческих слов «echo», которое означает «отражение звука», и «lalia», которое означает «речь», или «laleo», означающего «говорю». В древнегреческой мифологии существовала нимфа, которую звали Эхо. Она окаменела. От нее остался только ее голос. Голос повторял окончания слов, которые люди произносили в ее присутствии. Синонимом является эхофразия.
Когда встречается эхолалия?
При каких патологических состояниях, заболеваниях, болезнях встречается эхолалия? Эхолалия чаще может наблюдаться при различных неврологических и психических заболеваниях, таких как синдром Туретта (болезнь Жиль де Ля Туретта), аутизм (ранний детский аутизм, аутистическое поведение, аутистический спектр, аутистические черты характера), синдром Андреаса Ретта, шизофрения (кататоническая), умственная отсталость (слабоумие, олигофрения, имбецильность, дебильность), дисфазия, поражение лобных долей головного мозга. В норме эхолалия встречается как этап развития речи у детей в возрасте от 6 месяцев до 3 лет, когда ребенок повторяет услышанные слова, таком образом познает речь. Если же ребенок в 3 года и позже повторяет или выкрикивает слова, то это признак серьезной патологии. В этом случае необходимо немедленно обратиться к врачу.
Виды эхолалии: немедленная, отсроченная, истинная, митигированная
Рефлексотерапевты, неврологи, психиатры выделяет 2 вида эхолалии: немедленная эхолалия, отсроченная эхолалия (отложенная). При немедленной эхолалии ребенок сразу повторяет слово после того, как его услышал от человека или любого другого источника звука. При отсроченной эхолалии дети повторяют ранее услышанные слова после длительного промежутка времени.
Может пройти и несколько минут, и несколько лет после услышанной фразы. Отсроченная эхолалия часто встречается при синдроме Туретта и аутизме и является признаком заболевания. Также выделяется истинная эхолалия и митигированная эхолалия. При истинной эхолалии происходит автоматическое повторение обращенной речи, при митигированной эхолалии больной повторяет слова с трансформацией.
Причины возникновения эхолалии
Когда и почему возникает эхолалия? Эхолалия при аутизме может заполнить паузу, выразить согласие или несогласие, назвать окружающие явления, людей, предметы, позволяет ребенку успокоиться, тренироваться, понять чужую речь, вспомнить прошлое, поделиться своими чувствами, повеселиться, поделиться переживаниями и чувствами. Существуют различные причины возникновения эхолалии.
Самостимулирующее поведение ребенка, стимминг
В этом варианте ребенок часто повторяет слова, прочитанные в книжках или услышанные по телевизору. В этом случае у мальчика иди девочки возникают ассоциации и эмоции об увиденных действиях или предметах. Причем возникновение образов не связано с текущей ситуацией. Это сильно мешает ребенку общаться с другими детьми или взрослыми.
Коммуникация настроения
Ребенок может выражать свое настроение, и это настроение часто ассоциируется у него с определенной фразой, которую он запомнил накануне. Причем фраза может быть не связана по смыслу с тем настроением, которая она выражает у ребенка.
Систематизация итогов дня
У маленьких детей отсроченная эхолалия может выражать своеобразную обработку информации, которую они получили в течение всего дня, и которая не дает им успокоится.
К сожалению, в старшем возрасте эхолалия в большинстве случаев свидетельствует о серьезной патологии, синдроме Туретта, аутизме, которые нужно лечить своевременно.
Симптомы и клиника эхолалии
Основные симптомы эхолалии — повторение слов, словосочетаний, предложений.
Коррекция эхолалии
В настоящее время нет специфических лекарственных препаратов, которые бы производили лечение эхолалии.
Коррекция эхолалии связана с постоянной работой пап и мам со своим ребенком, четким и ясным произношением слов, отсутствием стрессовых ситуаций в семье.
Коррекции поддается только немедленная эхолалия при нормальном формировании речи ребенка. В случае возникновения патологической эхолалии нужно обращаться в Сарклиник для проведения планового этапного лечения.
Частые вопросы
Что такое эхолалия?
Эхолалия – это повторение слов или фраз, которое проявляется у некоторых людей с расстройствами аутистического спектра или другими неврологическими состояниями.
Каковы причины эхолалии?
Причины эхолалии могут быть различными, включая стресс, тревогу, неуверенность, попытку коммуникации или имитацию других людей.
Всегда ли нужна коррекция эхолалии?
Нет, не всегда нужна коррекция эхолалии. В некоторых случаях эхолалия может быть полезной для развития речи и коммуникационных навыков у детей с аутизмом.
Как проходит лечение эхолалии?
Лечение эхолалии зависит от индивидуальных потребностей и возможностей каждого человека. Включать может в себя терапию речи, поведенческую терапию, использование альтернативных коммуникационных средств и другие подходы.
Какие стратегии могут помочь справиться с эхолалией в повседневной жизни?
Некоторые стратегии, которые могут помочь справиться с эхолалией, включают использование предложений с открытым окончанием, моделирование правильной речи, использование визуальных подсказок и создание структурированной среды.
Полезные советы
СОВЕТ №1
Если у вас или вашего ребенка диагностирована эхолалия, важно понять, что не всегда требуется коррекция этого явления. Некоторые дети сами преодолевают эхолалию по мере развития речи. Однако, если эхолалия существенно мешает коммуникации и обучению, рекомендуется обратиться к специалисту для проведения коррекционных занятий.
СОВЕТ №2
Лечение эхолалии включает в себя несколько подходов. Один из них – развитие речи и коммуникативных навыков. Специалисты могут использовать различные методики, такие как игровая терапия, использование пиктограмм и жестов, а также моделирование правильной речи. Важно помнить, что лечение эхолалии требует терпения и постоянства, поэтому регулярные занятия с ребенком и поддержка со стороны родителей являются ключевыми факторами успеха.